Неестественно будет требовать от собаки совершенно равного восприятия
всех окружающих её людей - подобная однородность связей несвойственна
системам живых организмов.
Случай, когда щенка заводят уже при наличии маленького ребёнка, прост и
в отдельном разборе не нуждается. Здесь следует помнить не об
особенностях социальной организации, а прежде всего о взаимном
непричинении вреда друг другу ребёнком и щенком. Оба они неуклюжи,
неуравновешенны и в игре могут нанести один другому травмы. А вот
появление новорождённого, когда собака уже есть, чревато именно
социальным конфликтом. Ведь до того собака была младшим членом семьи, с
ней возились, гуляли, подчас баловали - и вдруг всё изменилось.
Появляется масса запретов, хозяева стремятся ограничить контакты собаки
с малышом, подчас просто не позволяют ей и близко подходить. С точки
зрения собаки это выглядит так: из партнёров лояльного союза, безо
всякого повода с её стороны, она вдруг стала аутсайдером - все её
действия неправильны, её то и дело гоняют, не позволяют свободно
передвигаться по квартире-территории. При этом у собаки хватает
сообразительности, чтобы связать своё изгнание с появлением этого
незнакомого существа, на которого теперь направлены все заботы и
внимание старших членов стаи. Совершенно логично, что животное начинает
плохо относиться к источнику своих неприятностей. Далее конфликт,
скорее всего, войдёт в фазу своеобразной цепной реакции: собака не
терпит новорождённого, родители ещё ревностнее оберегают его от собаки
и так далее, вплоть до возможных попыток собаки напасть на младенца.
Собаку, скорее всего, придётся отдать. Как же избежать подобной
ситуации?
Прежде всего, следует постараться, чтобы жизнь собаки с появлением
ребёнка изменилась бы минимально. Не следует бояться, что взрослый пёс
причинит вред малышу: психически нормальная собака всего-навсего хочет
понять - что это появилось в доме? Дайте собаке возможность
познакомиться с ребёнком, всячески подчёркивая, как он дорог родителям.
Статус собаки по отношению к взрослым следует поддерживать прежний -
она же всё-таки партнёр лояльного союза; тогда очень быстро по
отношению к маленькому человеку собака станет вести себя как "дядька".
Она будет старательно охранять его от чужих, даже если раньше не
охраняла никого и ничего; будет с интересом наблюдать за малышом,
поняв, что хозяева одобряют такую деятельность; сможет следить, чтобы
ребёнок, играя, не повредил себе. Но для того, чтобы пробудить в собаке
"дядьку", необходимо позволять ей контактировать с младенцем.
По мере подрастания ребёнка, когда он начинает активно исследовать
окружающий мир, вполне возможно возникновение между ним и собакой
конфликтов иного плана. Ребёнок настойчиво пристаёт к собаке, теребит
её, а та вполне может огрызнуться. За подобное поведение собаку
наказывать нельзя - она ведь, по сути, ставит на место не в меру
нахального щенка; ребёнку можно и нужно объяснить, что собака - живая,
что ей тоже бывает больно. В любом случае, из-за чего бы ни возник
конфликт, сначала надо разобраться в его истоках, а потом уже "карать
или миловать". В случае неправоты собаки конфликт может быть разрешён
понятным для неё образом - лучше всего спровоцировать его повторение,
будучи готовым действовать, и чётко дать понять собаке, чем именно
недоволен хозяин.
Позволяя собаке иметь статус "дядьки" по отношению к ребёнку, следует
понимать, какова оборотная сторона этих обязанностей. Собака
присматривает за ребёнком и защищает его - в этом её долг перед
семьёй-стаей. Но именно она имеет право решать, что угрожает её
подопечному и как этой угрозы избежать. Таким образом, собака не
подчиняется ребёнку, она выше его по статусу - и иного быть не может.
Нельзя ожидать, что ребёнок действительно будет хозяином (доминантом)
для собаки. Нет у него ни опыта, ни умения управлять животным -
хозяевами всегда останутся родители. В их присутствии ребёнок может
управлять хорошо обученной, уверенной в себе собакой, но для животного
это просто игра. Подобно тому как взрослая собака учит щенка-подростка
бороться, опрокидываясь от малейшего его толчка и позволяя трепать себя
за горло, - совершенно так же хорошо отдрессированная собака выполняет
команды человека, ещё не твёрдо стоящего на ногах, зная, что эта игра
приятна и ему, и её настоящим хозяевам. Со стороны это выглядит так,
будто ребёнок управляет собакой... но малейшая опасность со стороны - и
собака станет действовать по своему усмотрению, не обращая внимания на
попытки ребёнка ею руководить. Об этом обязательно надо помнить, когда
речь заходит о том, чтобы завести собаку для ребёнка. Её можно и хорошо
бы завести при ребёнке, но бремя руководства и ответственности за все
её действия могут взять только взрослые.